Політика

Эксперт: Азербайджан за свои деньги финансирует перевооружение армянской армии

Сергей МинасянAnalitikaUA.net. Накануне в СМИ появилась информация о поставках российского вооружения Азербайджану. О том, может ли это повлиять на баланс сил в регионе, какие компенсации получит Армения, и какие цели преследует Баку, покупая «дорогие игрушки», рассказал в интервью агентству «Новости-Армения» военный эксперт, руководитель отдела политических исследований Института Кавказа Сергей Минасян.

– Господин Минасян, информация о поставках российского оружия вызвала бурную реакцию в Армении. Как бы Вы прокомментировали сложившуюся ситуацию?

– Я думаю, что данное явление традиционно для военно-технической политики России на Южном Кавказе. Ничего нового, в сущности, не происходит. Россия как продолжала, так и продолжает продавать Азербайджану вооружение и военную технику по рыночным ценам, одновременно с этим компенсируя это поставками на льготных основаниях, а зачастую, практически даже бесплатно, соответствующей техники и вооружения армянской армии.

Пусть эта техника на полпоколения уступает самым современным видам вооружения, покупаемого Азербайджаном по рыночным ценам, но все виды вооружения, которое получает Армения, можно модернизировать и компенсировать данное соотношение. С другой стороны, качественное преимущество можно компенсировать и количественным. Иными словами, если Азербайджану будет поставлено порядка 200 танков Т-90, то это означает, что Армения получит, как минимум, 300 танков Т-72 предыдущих моделей. Они будут модернизированы с учетом рельефа местности, стоящих перед армянской и карабахской армиями задач и вполне могут компенсировать данную разницу.

– То есть, таким образом, складывается довольно любопытная для Азербайджана ситуация?

– В результате получается ситуация, когда фактически Азербайджан за свои же деньги финансирует перевооружение и армянской Армении. В конечном счете, практически все счастливы. Ильхам Алиев покупает дорогие игрушки, которые он будет показывать на параде в преддверии президентских выборов, часть азербайджанской общественности будет счастлива, видя эту технику на параде и продолжая верить в сказки о том, что скоро (как это говорится уже 20 лет) Азербайджан начнет операцию по освобождению Карабаха, Россия счастлива, потому что получила порядка миллиарда, а может быть и больше, от свалившегося с неба заказчика. Военно-политическое руководство Армении довольно, так как в результате этого получит возможность перевооружения своего танкового, артиллерийского парков, других категорий вооружений и военной техники. Западные партнеры также счастливы, потому что в результате этого в Армении усилятся антирусские настроения, и будут счастливы даже те организации в Армении, которые проводят антирусскую политику, потому что в результате этого они получат достаточно благотворное поле для своей деятельности.

– То есть, баланс сил в регионе не нарушается?

– Баланс сил не нарушается. Причем надо отметить, что с учетом проходившего параллельно процесса перевооружения российской военной базы в Гюмри, российская и армянская стороны начали работы по сохранения баланса сил даже до того, как эти поставки начали осуществляться. Перевооружение российской базы в Гюмри фактически завершилось в начале этого года. Естественно, вся техника почти что дивизионного уровня, почему-то не была отправлена ржаветь куда-нибудь в Сибирь, соответственно, понятно, где все это находится. Но это не единственный механизм, посредством которого Россия обеспечивает военно-технический баланс с Арменией. Масштабы, объемы, номенклатура этих поставок являются лишь секретом полишинеля, трех миллионов армян и шести миллионов азербайджанцев. Но три человека в мире – Путин, Саркисян и Алиев, я думаю, достаточно информированы об этих потоках. Так что баланс действительно не поменяется.

– Иными словами, это не является недружественным шагом в отношении Армении, как представляют здесь определенные силы? Могла ли Россия этого не делать, учитывая стратегическое партнерство между Россией и Арменией?

– Во-первых, когда, например, достаточно дружественная для Армении страна Украина или, скажем, Израиль, осуществляли почти двухмиллиардные поставки вооружения Азербайджану, Россия не чувствовала себя обязанной или вынужденной делать какие-то поставки, которыми должна была сбалансировать миллиардные потоки вооружений. В данном случае, ситуация такова, что Россия и обязана, и вынуждена делать такого рода балансирующие поставки. Но кроме всего прочего, главное ведь не технические механизмы всего этого, а политическая составляющая. Надо понимать, что Россия не заинтересована в любого рода возобновлении боевых действий, в том числе исходя из того, что в этом случае она должна будет каким-то образом отреагировать.

Ясно, что в Москве не хотят участвовать ни в каких боевых действиях в Карабахе или вокруг него, но также понятно, что есть некие политические обязательства, невыполнение которых имеет тоже свою цену. Соответственно, Россия делает то, что она делала 20 лет. Она поддерживает баланс, тем самым не позволяя, чтобы возобновлялись боевые действия, и не создавая ситуацию, когда тоже самое поставленное Россией вооружение могло бы быть использовано, в том числе, против российской армии, будь то на территории Армении или где-то еще.

– А как же известная фраза о том, что висящее на стене ружье, когда-нибудь выстрелит?

– В военно-стратегических координатах упрощенные поговорки из классической литературы не всегда адекватны. Между прочим, Россия в этом плане не является исключением. Вспомним аналогичную политику, которую десятилетиями осуществляет США в отношении Греции и Турции, Египта и Израиля. Ситуация такова, что даже если ты являешься не монополистов, а превалирующим поставщиком вооружений обоим сторонам, то ты имеешь также определенные рычаги влияния на ситуацию. Приведу еще один достаточно интересный факт. Согласно расшифрованным телеграммам «Викиликс», датированным 2009 годом, президент Азербайджана Ильхам Алиев в разговоре с западными дипломатами, когда речь шла о возможности активизации военно-технического сотрудничества с Израилем и поставках систем ПВО, отвечая на вопрос, почему они пытаются это делать, когда уже закупили С-300 у русских, сказал, что в Баку не уверены, что в случае чего, системы С-300 могут быть использованы эффективно.

В телеграмме «Викиликс» упоминается, что Алиев мотивировал это тем, что современные высокотехнологические электронные системы могут соответственным образом контролироваться стороной-поставщиком. Я не могу утверждать с полной достоверностью, так это было или нет, я в этом плане ссылаюсь на телеграммы из «Викиликса», но я знаю много чего, в том числе относительно Азербайджана, нелицеприятных высказываний Ильхама Алиева, в том числе в отношении Путина, Медведева и других. Это в свое время вызвало соответствующую реакцию.

– Каким образом поставки российского вооружения Азербайджану вписываются в контекст военно-политических отношений между Арменией и Россией с учетом их членства в ОДКБ, и насколько это этично?

– Я работаю экспертом военно-политической сфере, соответственно, на вопросы об этике и морали должны отвечать и давать характеристики политические или общественные деятели. Для меня в более жесткой системе военно-политических отношений ситуация достаточно логична. Можно давать различного рода ответы по поводу этичности и морали, но то, что данная конструкция выполняет свою роль в деле сохранения стабильности в регионе – это факт. То, что это вызывает соответствующую реакцию внутри Армении, тоже факт, и от этого никто не должен убегать. Я думаю, что это тот факт, над которым в Москве тоже должны призадуматься, потому что, даже несмотря на приведенную схему попыток России сбалансировать подобного рода поставки в регионе, очевидно, что они не остаются незамеченными и не проходят бесследно для общественного восприятия в Армении. Я думаю, что это серьезный фактор, на который Россия может отреагировать соответственным образом, делая месседжи или некие шаги. NewsArmenia.ru