Соціум

Армянские корни Ивана Подковы

Иван ПодковаAnalitikaUA.net. История отношений между украинским и армянским народами богата именами великих ученых, государственных деятелей, полководцев, известнейших художников, писателей армянского происхождения, которые плечом к плечу с украинцами прославляли украинскую землю, защищали её от врагов.

Малоизвестно, что армянские корни имел легендарный запорожский гетман и казацкий предводитель Иван Подкова.

Исторически достоверных данных о том, как он оказался в Запорожской Сечи мало. Однако известно, что во времена гетмана Богдана Ружинского, Иван Подкова уже имел репутацию храброго, бесстрашного воина – казацкого полковника. Поэтому когда после смерти Ружинского встал вопрос об избрании нового гетмана, казацкий круг крикнул: «Подкова»!

Казаки знали, что Иван Подкова был представителем великокняжеского армянского рода Серпега – братом тогдашнего правителя Молдовы – Иоана Водэ Лютого (рум. IoanVodă cel Cumplit; 1521-1574).

Дмитрий Кантемир (1673-1723) – автор ряда бесценных научных исследований, в своей работе «Историческое, географическое и политическое описание Молдавии», упоминает Иоана Водэ Лютого под именем Иоан Армянин. Под прозвищем «Арманул» (armeanul) упоминается и его брат − Иван Водэ (Подкова) (рум. Ioanal IV – lea Potcoavă). Некоторые исследователи называют его настоящее имя – Карапет Серпега.

Богдан Петречейку Хашдеу в книге «IoanVodă cel Cumplit» пишет, что своё прозвище Иван Подкова получил за то, что мог сломать пальцами лошадиную подкову («fiindcă frângea între degete potcoava de cal»).

Под его единственным портретом, помещенным в одном из польских изданий начала XVII века, неизвестный художник оставил следующую подпись:
«Был настолько сильным, что не только ломал подковы, но и талеры, а когда воткнул талер в деревянную стену, то его нужно было вырубать. Взяв за заднее колесо, он останавливал повозку, запряженную шестью лошадьми. Дышло ломал о колено. Взяв зубами бочонок меда, перебрасывал его через голову. Воловым рогом пробивал ворота».

На момент избрания гетманом, Иван Подкова уже имел опыт нескольких походов против крымских татар. Командовал, в частности, одним из отрядов в войске гетмана Ружинского, штурмуя турецкую крепость Ислам-Кермен. Бывал он и в морских походах у крымских берегов, освобождая из плена собратьев-сечевиков.

Молва о нем как об одном из самых рассудительных командиров достигла Молдовы. Часть бояр и простых людей связала с ним надежду на спасение от турецкого ига. Они направили в Сечь гонцов, приглашая Ивана Подкову вернуться в родной край на трон Господаря, принадлежавший ему по династическими канонам.
Подкова во главе повстанцев, с помощью шестисот казаков, разгромил турецко-молдавское войско. Его провозгласили хозяином Молдовы. После еще нескольких побед он торжественно вошел в столицу Молдовы − Яссы.

Военная угроза Турции была огромной. Подкова стал искать помощи у польского короля Стефана Батория. Для этого с небольшим отрядом, Подкова отправился в Варшаву для переговоров, которые полностью соответствовали интересам Польши. Король, однако, в угоду туркам заключил Подкову под стражу и приказал казнить его во Львове на площади Рынок, 16 июня 1578 года.

После оглашения приговора казаку предоставили последнее слово. «…Меня привели на смерть, хотя в своей жизни я не совершил ничего такого, за что заслужил бы подобный конец. Я знаю одно: я всегда боролся мужественно и как честный рыцарь, против врагов христианства, и всегда действовал для добра и пользы своей родины, и было у меня единственное желание − быть ей опорой и защитой против неверных…», — обратился Подкова к присутствующим. Став на колени, Иван прочитал молитву и перекрестился…

Его похоронили в православной Успенской церкви. Однако казаки выкрали тело, перевезли в Канев и перезахоронили в одном из православных монастырей под Чернечей горой.

Казнь Ивана Подковы и превратила его в народного героя. О нём слагали многочисленные предания, думы и песни. Он стал героем романтической поэмы Тараса Шевченко «Иван Подкова» (1839). Румынский писатель Михаил Садовяну посвятил повесть «Ioan Nicoară Potcoavă» (1952) и нескольких казацких баллад. Памятники Ивану Подкове установлены во Львове и Черкассах.

Хотелось бы, чтобы армянская кровь Ивана Подковы, пролитая на эшафоте борьбы за свободу и христианскую веру, послужила делу укрепления исторических связей армянского, украинского и молдавского народов. Виктор Давидович, по материалам исторических исследований личности Ивана Подковы.