Політика

Армения между ЕС и Россией

ЕС и РФAnalitikaUA.net. В течение года мы станем свидетелями борьбы ЕС с Россией за Армению.

Заявление Сержа Саргсяна о намерении Армении вступить в Таможенный союз не просто вытеснило все другие новости с первых полос СМИ, но и на ближайший год в том или ином контексте наверняка станет темой обсуждения номер один.

На самом деле заявление о вступлении в Таможенный союз было настолько неожиданным, насколько и ожидаемым для тех, кто следил за ходом переговоров Армении с ЕС и с Россией. Во всяком случае, еще год назад, подводя итоги своего визита в Ереван, председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко сказала следующее: “Президент Армении позитивно оценивает перспективы участия республики в евразийской интеграции. Он не исключает участие Армении в Таможенном союзе и в будущем Евразийском союзе”.

Пожалуй, обмануться можно было только из-за педалирования Арменией переговоров с ЕС о Договоре об ассоциации с непременным желанием успеть парафировать этот договор в Вильнюсе в ходе саммита руководства Евросоюза и лидеров стран-участниц программы ЕС “Восточное партнерство”. Сейчас можно только гадать, чем было вызвано такое ускорение процесса переговоров — намерением прозападно настроенной части руководства Армении как можно скорее решить вопрос в пользу ЕС, отрезая пути к отступлению, или же желанием получить от России какие-то преференции, показывая, что Армения реально может “уйти” в сторону ЕС. Тем более, что и Россия постоянно указывала на связь цены на газ и членством в Таможенном союзе, демонстрировала укрепление отношений с Азербайджаном и т.д. В общем, своего рода взаимный шантаж.

Можно долго рассуждать о плюсах и минусах присоединения к тому или иному объединению, однако в реальности текст Договора об ассоциации с ЕС не опубликован, о его содержании знают только те, кто вел переговоры. Документы о вступлении Армении в Таможенный союз будут готовы не раньше мая 2014 года. Но это все детали экономического сотрудничества. А главными во всем этом процессе, судя по действиям России и реакции ЕС, остаются все-таки политическая составляющая и вопрос влияния в регионе.

В краткосрочной перспективе решение о вступлении в Таможенный союз, возможно, и правильно: нам пообещали, что РЖД вложит в развитие армянской железнодорожной сети до 15 млрд рублей. Причем понятно, что инвестиции в 500 млн долларов не могут быть освоены нашей железнодорожной сетью, и, вероятно, речь идет и финансировании строительства магистрали Иран-Армения. Евразийский банк развития рассматривает возможность вложить 100 млн долларов в строительство автомагистрали Север-Юг, “Росатом” продлит на 10 лет срок эксплуатации Армянской АЭС, а Роснефть возьмется за реконструкцию завода “Наирит”. К тому же с 2015 года для граждан стран–нечленов Таможенного союза Россия введет визовый режим. Чем это обернулось бы для сотен тысяч армянских гастарбайтеров, можно не объяснять. И, конечно, ОДКБ и вопросы безопасности связывают нас с Россией слишком крепко, чтобы так легко эту связь разорвать.

Необходимо отметить, что ЕС уже четыре года обещает организовать собрание доноров для привлечения инвестиций в Армению и постоянно откладывает его, мотивируя недостаточным развитием демократических процессов, в частности, не слишком прозрачными выборами. Когда у нас состоятся прозрачные выборы, еще неизвестно, а инвестиции необходимы как можно скорее.

Интересна реакция еврочиновников, которые в первые дни твердили, что Армения закрыла себе путь в ЕС, а оправившись от шока, решили не отступать. В интервью радио “Свобода” комиссар Евросоюза по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле заявил, что Евросоюз не откажется от Армении и сделает все для сближения ЕС и Армении — независимо от того, будет страна находиться в Таможенном союзе или нет. “Решение Армении присоединиться к Таможенному союзу не означает, что на этом в отношениях между Брюсселем и Ереваном все закончено”, — сказал Штефан Фюле. И отметил: “Достаточно взглянуть на карту для того, чтобы понять те определенные факторы и точки зрения, с которыми властям Армении приходится считаться в принятии решений. Они очевидным образом намного более значительны, чем у любого другого из наших партнеров”.

В данном контексте интересно также высказывание председателя комиссии по внешним отношениям Европарламента Элмара Брока, который заявил, что Армения не может одновременно быть членом Таможенного союза, инициированного Россией, и присоединиться к Соглашению об ассоциации с ЕС. И в то же время он сказал следующее: “Если будет возможность вернуться к этому вопросу, то очень важно, чтобы карабахский вопрос был решен, и такое маленькое государство, как Армения, нашло вариант решить с Азербайджаном вопросы для преодоления региональных проблем. ЕС, который до сих пор не занимался этим вопросом, должен проявить большую заинтересованность в урегулировании этого конфликта”. То есть до ЕС наконец-то дошло, что нерешенный карабахский вопрос связывает нам руки.

Можно сказать, что в течение года мы станем свидетелями борьбы ЕС с Россией за Армению. Причем средства, как водится, будут использоваться различные. Конечно, активизируется оппозиция. Конечно, деликатных оценок, подобных тем, которые мы слышали по поводу проводимых в последние два года выборов, больше не будет. Скорее всего, ЕС станет гораздо придирчивее оценивать политические процессы, происходящие в стране.

А вот политика “пряника”, вероятнее всего, будет применена в экономической сфере если не реально, то обещаниями, и ждать отзыва европейских инвестиций в Армении не стоит, во всяком случае, до вступления страны в Таможенный союз. Не зря ведь еврочиновники отмечают, что сотрудничество на новых правовых основаниях вполне возможно, и ЕС готов к этому. А Штефан Фюле призывает Москву обсудить интеграционные процессы, Ассоциативное соглашение и Таможенный союз, а также отношения между Евросоюзом и Евразийским союзом, который, по его мнению, станет реальностью уже к 2015 году. Анаит Джулакян, express.am