Інтерв'ю

Андрей Ясиновский: Армянская диаспора оставила заметный след в культурном ландшафте Украины

andrii_yasinovskyi

Заметное место в историографии Украины принадлежит трудам армянских историков и летописцев, об этом в интервью AnalitikaUA.net заявил кандидат исторических наук, заведующий кафедрой классических, византийских и средневековых студий, Украинского католического университета, Андрей Ясиновский.

«Первые единичные упоминания об армянах на украинских землях, восходят, как известно, к началу 11 в., а значимая община армян, появилась на территориях от Крыма до Галичины в 13 в. в связи с миграцией десятков тысяч переселенцев из Малой Армении, гонимых сельджуками, монголами и мамлюками.

В последующие века армяне расселялись в городах восточной части Речи Посполитой – Львове, Галиче, Станиславе, Бережанах, Снятине, Каменце-Подольском и др., ставших их вторым домом. Они оказывали заметное влияние на экономическое развитие региона. Для армянских купцов Львов и Каменец были очень выгодным местом, расположенным на пересечении двух цивилизаций и важнейших торговых путей, сообщавших Запад и Восток. Товары, производимые местными ремесленниками – ювелирами, ткачами, кожевниками – пользовались широким спросом.

Заметный след оставила армянская диаспора в культурном ландшафте Украины. Архиепархиальный армянский Собор Успения Пресвятой Богородицы во Львове, построенный в конце 14 в., давно стал узнаваемой визитной карточкой города. Поражает своим великолепием армянская сакральная архитектура Каменца-Подольского и Крыма. В 1616 г. во Львове была напечатана первая в Восточной Европе армянская книга – «Псалтырь» Ованеса Карматаненца. Заметное место в историографии Украины принадлежит трудам армянских историков и летописцев, в частности Бартоломею Зиморовича («Тройной Львов») и Иоаннесу Каменаци («История Хотинской войны»).

Во времена гонений и безгосударственности, важным средоточием этнической и религиозной идентичности армянского народа стала Армянская католическая церковь, одна из епархий которой была создана во Львове в 1635 г. Епархия поддерживала связи с орденом Венских мхитаристов, известных своей научно-просветительской деятельностью. К сожалению, планы создать во Львове монастырь мхитаристов осуществить не удалось.

Подытоживая, хочу заметить, что армяне всегда уживались как с коренной нацией, так и с другими народами, проживающими на украинских землях в течении веков, мирно уживаясь и внося свой важный вклад в благосостояние новой родины и в общую культурную сокровищницу», отметил историк.

Оценивая современное состояние арменоведения в Украине, историк заявил, что обращает на себя внимание инициатива крымских армян, по организации уже ставших традицией осенних армяноведческих научных конференций. «Важную культурно-просветительскую роль сыграл недавно созданный армянской командой авторов и продюсеров документальный фильм «Армянское наследие Европы», раскрывающий ряд малоизвестных страниц истории армян на украинских землях и артефактах армянской культуры. Заслуживают внимания инновационные образовательные проекты украинских армян в Крыму».